Одной из важнейших составляющих модернизации экономики является развитие нефтегазовой отрасли

Необходимость модернизации российской экономики, придания ей высокотехнологичного характера не вызывает сомнений ни у кого из тех, кто ответственно относится к будущему своей страны. Этот импульс необходим прежде всего для придания скорости развитию отечественной экономики. Ведь там, где другие тратили десятилетия, мы должны потратить годы. Споры касаются в основном того, какие отрасли должны стать драйверами модернизации и насколько радикально надо менять экономическую структуру.

Половина бюджета страны

Проведя в октябре совещания по генеральным схемам развития газовой и нефтяной отрасли до 2030 и 2020 годов соответственно, российское правительство закончило формирование «дорожной карты», по которой будет развиваться топливно-энергетический комплекс России. Эти два документа вместе с принятой ранее энергетической стратегией до 2030 года, схемой размещения объектов электроэнергетики и государственной программой энергосбережения стали тем необходимым набором программ, который позволит вести целенаправленную экономическую политику в области развития ТЭК.

Пожалуй, ни у одного другого сектора отечественной экономики – взять, например, АПК или ОПК – нет такого четкого и ясного курса на среднесрочную перспективу. И основная причина – это, безусловно, значимость ТЭК в структуре российской экономики, которую сложно переоценить. Владимир Путин на совещании по развитию нефтяного сектора особо подчеркнул, что «более 40% бюджета наполняется за счет нефтяной отрасли – это очевидный факт жизни».

Вопросы тактики модернизации

Отсюда вытекает несколько важных тезисов, связанных с тактикой осуществления программы модернизации. Во-первых, структура российской экономики, в которой ТЭК играет доминирующую роль, сложилась в силу объективных причин. А именно — сочетание растущего рынка потребления энергии в целом и углеводородов в частности с одной стороны, и наличия на территории России огромных природных запасов этих самых углеводородов — с другой. В этой связи считаю непродуманным строить новую экономическую политику так, словно этих определяющих факторов не существует. Безусловно, создание и форсированное, за счет преференций , развитие других высокотехнологичных секторов – IT, производство изделий электронной техники, электронных материалов и оборудования для их изготовления и других – является необходимой задачей. Хотя бы для того, чтобы называться современным государством. Однако делать ставку исключительно на это направление, в котором Россия сильно отстала от мировых лидеров, и в котором рынок поделен среди сильных игроков, – значит отбросить себя на обочину мировой конкуренции. Поэтому в погоне за изменением структуры отечественной экономики важно не сделать фатальных ошибок, искусственно лишив себя конкурентных преимуществ. Более того, определенные усилия следует сосредоточить на политических и экономических аспектах поддержания выгодных для России условий на мировом рынке энергетики.

Во-вторых, сам по себе ТЭК сегодня – это не архаичная структура по бездумному добыванию полезных ископаемых из недр и последующей их продаже. Сегодняшняя энергетика, в том числе и нефтегазовый сектор, – это высокотехнологичная отрасль экономики, требующая новых знаний, современного высокоточного оборудования, инновационных технологий. Именно поэтому, Владимир Путин заявил, что «ТЭК призван стать крупным генератором инноваций и развиваться как наукоемкая, высокотехнологичная отрасль». В этой связи, если государство не откажется от внимания к энергетическому комплексу в пользу неких «иных высокотехнологичных секторов», а сделает ставку на ТЭК как на драйвер модернизации, можно ожидать серьезного кумулятивного эффекта для всей отечественной экономики.

Цепная реакция

Говоря о кумулятивном эффекте, прежде всего стоит иметь в виду влияние на машиностроение, на металлургическую промышленность. По словам Владимира Путина, «это и создание новых рабочих мест в самой отрасли и в смежных секторах производства, и размещение крупных заказов на российских заводах, в том числе машиностроительных заводах, это и дополнительные налоговые поступления». Можно однозначно утверждать, что развитие топливно-энергетической отрасли, ее модернизация будут развивать всю российскую экономику, ставить перед другими отраслями новые задачи на совершенно ином современном уровне и таким образом опосредованно влиять на процессы модернизации в экономике в целом. Если брать всю энергетику в комплексе, имея в виду и ядерную энергетику, и энергосберегающие технологии, и гидроэнергетику – вплоть до солнечной и ветровой, то вряд ли останется хоть одна отрасль в российской экономике, которая не получит дополнительного импульса к развитию ввиду заказа на свой продукт, в том числе и интеллектуальный.

Говоря конкретнее, создание условий для развития ТЭК в направлении доминирования на мировом рынке приведет к появлению внутри страны рынка инноваций, высоких технологий, научных изысканий, необходимых для такого развития, вплоть до рынка услуг совершенно иного качества. Кроме того, а может быть, и прежде всего, это будет способствовать созданию сотен тысяч новых рабочих мест в стране.

Модернизация российской экономики, ее осовременивание, по моему глубокому убеждению, не должно нести никакого разрушения. Главными определяющими факторами должны быть мировой рынок и наши конкурентные возможности на нем. А значит, основные усилия государство должно сосредоточить на тех направлениях, в которых мы имеем большую долю рынка и где у России накоплен серьезный опыт конкурентной борьбы.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: